УДК 159.9.019
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Зубова Людмила Викторовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: zubowa@yandex.ru
Болдырева Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: ttatianna@yandex.ru
Аннотация. Стремительное развитие информационных технологий привело к существенной трансформации организации общения и взаимодействия человека с другими людьми, с общественными институтами. Преодоление пространственных и временных ограничений в трансляции информации, образование так называемой информационной, «виртуальной» реальности приводит к некоторым изменениям во взаимодействии человека с окружающим миром.
Эмпирические исследования в области психологии фиксируют появление новообразований, ранее не свойственных подросткам и юношам, особенности мышления, которые связывают с лавинообразным возрастанием объёма информационного потока, получаемого каждым человеком, и, в связи с этим отличными от прежде формируемыми структурами восприятия и принятия решений.
Психические по своей сути явления часто становятся предметом моделирования с помощью методов, не учитывающих многосложность и целостность психики человека как предмета исследования.
Предпринимаются попытки ревизии материалистических принципов научного исследования в целом, включая исследования психологические. Выдвигаются аргументы, доказывающие неоправданность ревизионистских подходов, поскольку в основе их редуцированные представления о психике, нецелесообразность применения которых по отношению к предмету психологии доказывал ещё Б.Ф. Ломов в 70-80 годы прошлого века.
Появление новых технологических возможностей раскрывает перед психологией и новые возможности организации эмпирических исследований, но для того, чтобы эти возможности были в полной мере реализованы, требуется дальнейшая разработка основных методологических проблем: психофизической, психофизиологической и психогенетической.
В контексте рассмотрения закономерностей психологического воздействия, прогнозирования эффектов его воздействия прагматический смысл обретает формирование и оптимизация измерительных систем информации, поскольку существующие в теории информации измерительные системы по отношению к целям и задачам психологических исследований оказываются не применимы.
Все разнообразие подходов к описанию феноменов влияния информационных технологий на человека и его психику, по мнению авторов, должно учитывать два аспекта: воздействие собственно информации и воздействие посредством организации информационного пространства.
Ключевые слова: методология психологии, психофизическая проблема, психофизиологическая проблема, информационное общество, информация, информационное воздействие, психологическое воздействие, «Я-виртуальное».
Для цитирования: Зубова Л. В., Болдырева Т. А. Методологические перспективы психологии в условиях интенсивного развития информационных технологий // Шаг в науку. – 2023. – № 2. – С. 11–20.