УДК 658.56:366.14

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В ИЗМЕНЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К 2023 ГОДУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Байменова Камила Жомартовна, студент, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: kamila.baymenova@bk.ru

Научный руководитель: Мантрова Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и торгового дела, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: mantrovams56@mail.ru


Аннотация. В статье рассматривается феномен изменения поведения потребителей как актуальный экономический фактор. Цель работы: определить и проанализировать современные тренды в изменении поведения потребителей, сложившиеся в условиях экономических и политических реалий современной России. В работе изучены и наглядно представлены периоды формирования поведения российских потребителей в историческом контексте конца ХХ – начала XXI в. В процессе исследования автором используется метод сравнительного анализа по самостоятельно заданным критериям. В результате работы выявлены тенденции к рациональному поведению современных российских потребителей: отказ от демонстративного потребления; снижение ориентации на премиум-бренды; повышение лояльности по отношению к товарам отечественных производителей. Выводы, представленные в статье, могут иметь теоретическую и практическую значимость для заинтересованных участников рынка, а также для дальнейших исследований в направлении изучения поведения потребителей.

Ключевые слова: потребление, общество потребления, поведение потребителей, периоды формирования поведения потребителей, тренды изменения поведения потребителей.

Для цитирования: Байменова К. Ж. Основные тренды в изменении поведения потребителей к 2023 году в современной России // Шаг в науку. – 2023. – № 4. – С. 102–105.