УДК 159.922.736.3
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ
Шальнова Анастасия Анатольевна, студент, направление подготовки 37.03.01 Психология, Оренбургский государственный университет, Оренбург
e-mail: anschalnova@yandex.ru
Научный руководитель: Тхоржевская Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификации, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
e-mail: lluddmilla@yandex.ru
Аннотация. Данная работа посвящена исследованию изменений форм общения детей со взрослыми в условиях современного общества, характеризующегося цифровизацией и быстрым темпом жизни. В условиях активного использования технологий родители сталкиваются с трудностями в поддержании баланса между цифровыми развлечениями и живым общением. В данном исследовании рассматриваются четыре основные формы общения у детей, выделенных М. И. Лисиной, которые закономерно меняются в течение первых семи лет жизни. Результаты показывают, что у 40% детей 4–5 лет доминирует более поздняя форма общения – внеситуативно-личностная, что указывает на несоответствие возрастным нормам. Акцентируется внимание на важности эмоциональных связей и живого общения для устойчивого развития личности ребенка.
Ключевые слова: форма общения, дошкольный возраст, ситуативно-деловая форма общения, внеситуативно-деловая форма общения, внеситуативно-личностная форма общения.
Для цитирования: Шальнова А. А., Тхоржевская Л. В. Формы общения современных детей 4–5 лет // Шаг в науку. – 2025. – № 2. – С. 99–103.