УДК 94(47)

ПУТЬ К КЛАССИЧЕСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ


Попов Виталий Борисович, кандидат исторических наук, директор музея истории Оренбургского государственного университета, Оренбург
e-mail: vita.-80@mail.ru


Аннотация. Осенью 2025 года Оренбургская область отмечает замечательную дату – семидесятилетний юбилей Оренбургского государственного университета (ОГУ).

Становление многопрофильного, классического университета в Оренбуржье – предмет нашей общей гордости, тема для разноплановых исследований. Изучение развития и совершенствования системы регионального высшего образования – важный фактор преодоления современных вызовов. Пройденный путь, несмотря на короткое временное плечо совершенного перехода, был непростым как и все происходящее в то, уже далекое и сложное время.

Более двух веков Оренбург не имел университета, хотя все крупные города Урала и Поволжья являются университетскими центрами. В обыкновенных условиях стабильного развития создание университета – потребность государства, оно выступает его инициатором, в сложившихся же обстоятельствах начала 1990–х гг., подобное становится делом самого общества, что являет собой уникальный пример. Первый ректор Оренбургского государственного университета Виктор Анатольевич Бондаренко говорил об этом следующее: «Президент не подписывал документ о создании университета с краткой резолюцией «Быть по сему». Минфин не предусмотрел строчку затрат на эти цели. Богатый спонсор или меценат пока не повстречался на пути становления и развития нашего университета. Кто же тогда? Никто. Самовыживаемость – вот одно слово как формула всего происходящего...» [10].

Специфика становления ОГУ заключается также и в том, что коллектив вуза под руководством В. А. Бондаренко на незначительном временном рубеже, осознал важную тенденцию перехода к постиндустриальному обществу, новой системе общественных отношений, гуманитаризации образовательного процесса в пику традиционного, одностороннего технократизма. Действительно, невзирая на недофинансирование, устаревшую материально-техническую базу, низкий процент остепенности преподавательского состава, руководство вуза буквально нащупывает прогрессивный вектор, что позволяет не только выстоять, но и получить весомую заявку на развитие, а также приоритет на рынке образовательных услуг. Масштабы подобных изменений колоссальны и влияние тех событий на современность до конца не изучено. В условиях практически полноценной социокультурной катастрофы, когда выпускники школ оказывались не только перед сложностями элементарной адаптации в обществе, но и заложниками криминогенных структур, что поглощали молодежь, негативной субкультуры, которая захлестнула страну, университет стал своеобразной преградой на пути общественной деградации. Разнообразие специальностей многопрофильного классического университета, создало необходимую привлекательность образования, основанной, именно на его вариативности, не позволив упасть в пропасть тысячам молодых людей, ибо классический университет формирует особый тип личности, чьим смыслом является поиск истины и служение обществу. Это, безусловно, стало решением задачи национального масштаба.

Цель работы – проанализировать процессы формирования и становления Оренбургского государственного университета.

Научная новизна работы заключается в том, что автор, анализируя вышеуказанные явления, объединяет воспоминания участников событий и архивные документы в единое историческое исследование. Так, основное место в источниковой базе исследования занимают материалы ГБУ «Объединенный государственный архив Оренбургской области» (ОГАОО), архива Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» (АФГБОУ ВО ОГУ). Это не только увеличило перечень информационных материалов, но и позволило раздвинуть рамки понимания исследуемого периода.

В контексте данной работы весьма перспективным выглядит отдельное исследование, посвященное личностям Виктора Анатольевича Бондаренко, Бориса Ивановича Огорелкова, Гарри Альбертовича Кецле, чьи энергия и влияние оказали решительное воздействие на становление классического университета в Оренбуржье.

Ключевые слова: Оренбургский политехнический институт, многоступенчатая подготовка специалистов, гуманитаризация, дипломированные инженеры, высшее техническое образование, Оренбургский государственный технический университет, классический университет.

Для цитирования: Попов В. Б. Путь к классическому университету // Шаг в науку. – 2025. – № 3. – С. 4–12.